ЦНК им. Я. ЭШПАЯ

Меню сайта
Одной строкой
Мини-чат
Поделиться
Рейтинг@Mail.ru
Горячие новости
Главная » 2013 » Июнь » 9 » Клуб заботливых родителей
16:24
Клуб заботливых родителей
Клуб заботливых родителей
  Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
  Без учета семейного фактора невозможно решить многие социальные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения и устранением таких негативных явлений, как рост преступности в современном обществе, наркомании и алкоголизма. Преодоление данных проблем во многом зависит от семьи, которая, по общему признанию большинства специалистов, не справляется со своими социальными функциями. Исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и увеличение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисе современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.
  В различных источниках, наряду с понятием «неблагополучная семья», встречаются такие как: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.. Проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. В неблагополучной семье, нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. Главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.
  Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
  В последние десятилетия растет число малых семей: неполных, материнских. Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье воспитывает детей один из супругов (чаще мать).
  Роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (чаще отца), способствует снижению социальной активности ребёнка, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также, к разному рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.
  Развод родителей, как фактор, оказывающий сильное негативное воздействие на ребёнка, не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях развод может быть расценен как благо. 
  Одним из способов профилактики предразводной семейной ситуации и компенсации отрицательных по­следствий родительского разрыва для детей является социально–психологическая работа с семьёй. 
  Следует отметить, что полная семья также не является гарантом полноценного развития и воспитания, но создаёт более адекватные предпосылки для успешного формирования личности ребёнка. Психическое развитие и личностное становление ребёнка зависят не столько от наличия одного или двух родителей, сколько от характера родительско–детских отношений, стиля семейного воспитания.
 По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, "родительское отношение” - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
  Понятия «родительская позиция» и «родительская установка» используются как синонимы «родительского отношения», но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка - менее однозначна.
  Оптимальная родительская позиция отвечает трем главным требованиям: адекватность, гибкость и прогностичность. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Учёт возможностей и склонностей ребёнка - важнейшее условие успешности развития. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность к изменению стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
 Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной указывают, что причиной формирования негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, и соответствующих возрасту форм, методов воспитания ребёнка.
  Для обозначения способов воздейст­вия, учитывающих возрастные особенности ребенка и направленных на рас­ширение его возможностей, используется тер­мин «амплификация», введенный А.В. За­порожцем. Согласно его концепции самоценности дошкольного возраста, ос­новной путь развития ребенка - это амплификация, т.е. его обогащение, на­полнение наиболее значимыми для до­школьника формами и способами дея­тельности.
  Дошкольный и младший школьный возрасты сензитивны для становления личностных новообразований, структуру которых составляют представления о собственном «Я». Важным условием развития личностных образований ребёнка выступает родительская любовь, участие родителей в переживаниях и интересах детей. Если таких условий нет, то неминуемо возникают нарушения, касающиеся преимущественно личностной сферы ребёнка.
  Дефицит времени на общение с ребёнком (время общения в будние дни длится, в среднем, около 4 – х часов) по причине занятости или нежелания, непонимания важности проблемы - составляет основу педагогической некомпетентности родителей. Которая, в свою очередь, является одной из причин деформации психического и личностного развития детей. Большую помощь в решении данной проблемы оказывает психолого–педагогическое сопровождение ребёнка в образовательном учреждении.
  Одним из важных направлений в системе работы семьи  я считаю организацию клубной деятельности. Формой с семьёй стала организация работы «Клуба заботливых родителей».
  Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместной общения, родители учатся эффективному взаимодействию с ребёнком (детьми), используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы дея­тельности.
1. Организация деятельности «Клуба заботливых родителей»
Цель создания клуба: Гармонизация детско-родительских отношений через формирование у родителей позитивных стратегий общения с детьми.
Определены следующие задачи деятельности клуба:
Взаимодействие родителей и руководителя кружка
(студии, любительского объединения) в процессе всестороннего развития детей;
Ознакомление родителей с работой учреждения;
Вовлечение родителей в репетиции, пошив костюмов, участие в мероприятиях;

На организационном этапе определяется состав участников клуба.
  В нашем случае это: родители участников всех любительских объединений, кружков и студий ЦНК; 
 В  коллективе были обсуждены и определены основные направления деятельности клуба:
Разнообразные совместные мероприятия: чаепития, походы, спортивные соревнования, проведение дней рождений;
Пошив костюмов;
Вязание спицами и крючком;
Изготовление бутафории;
 На организационном этапе деятельности разработано положение о деятельности клуба, составлен план тематических встреч.
2. Практическая деятельность «Клуба заботливых родителей».
Деятельность «Клуба заботливых родителей» реализуется 2013 г. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц (с сентября по май месяц включительно) в вечернее время. Продолжительность заседания определяется тематикой встречи и составляет 35 – 40 минут.
Организационной работой в клубе занимается культорганизатор и методист по работе с детьми. Подготовкой и проведением очередного заседания занимается специалист, ответственный за данное мероприятие (в соответствии с планом работы) совместно с руководителем кружка.
Работа клуба планируется с учётом потребностей родителей по результатам анкетирования, опросов на родительских собраниях.

Тематика встреч в клубе  представлена следующим образом.
План
деятельности «Клуба заботливых родителей».
Варианты тематических встреч.
 
Тема Ответственные   
Практикум для детей и их родителей
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка». Методист по работе с детьми   
Творческая мастерская
«Рисуем вместе. Рисование необычными материалами». Совместное мероприятие для родителей и детей. Культорганизатор, методист   
Образовательно – игровой тренинг для родителей
«Как организовать и самостоятельно провести детский праздник в семье». Культорганизатор, методист по работе  с детьми   
Презентация для родителей   

«Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями”. Совместное мероприятие для родителей и детей. Руководитель студии, кружка   
Круглый стол
  
«Сюрприз для мамы». Встреча с отцами и их детьми, посвящённая всемирному Дню матери. Методист по работе с детьми, руководитель студии, кружка   
Творческая гостиная
«Чудеса квиллинга». Совместное мероприятие для родителей и детей. Культорганизатор   
Практикум для детей и их родителей  
"Подарок для любимой мамы, бабушки".                          Руководитель студии, кружка
Встреча в Клубе заботливых  родителей,
 посвящённая весеннему празднику 8 марта.
Творческая гостиная
  Тематическое разнообразие встреч предопределяет выбор форм, используемых для проведения заседаний клуба.
  В зависимости от тематики заседания, работа в клубе проводится либо только с родителями, либо совместно с родителями и детьми.
  Практика показала, что наибольшая посещаемость заседаний клуба зафиксирована при совместных встречах родителей и детей. Разработка сценариев таких встреч требует тщательности в подготовке и творческого подхода, т.к. необходимо дать теоретическую и практическую информацию родителям и одновременно поддерживать заинтересованность детей, учитывать их возрастные особенности.
  Многообразие тематики заседаний нашего клуба позволяет родителям и детям не только пополнить свои знания в той или иной области, но и раскрыть свой творческий потенциал.
  Родители информируются об очередной встрече в клубе с помощью объявлений, представленных в привлекательной форме. Объявления и приглашения распространяются не менее чем за неделю до запланированной встречи.
 К каждому заседанию клуба мною, совместно со специалистом, разрабатываются тематические памятки для родителей, которые раздаются по окончании встречи. Это делается для того, чтобы родители дома могли самостоятельно организовать с ребёнком развивающую деятельность, которой занимались в клубе. 
3. Заключение.
Семья для ребенка - первый и важнейший социально-педагогический институт. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребёнком общественных норм и культурных ценностей, приобретения коммуникативных умений и навыков, опыта человеческого взаимопонимания.
«Установлено, что модели социального поведения, усвоенные ребёнком в семье, играют ключевую роль в развитии социальных навыков поведения и становлении социального статуса среди сверстников» В.В. Сорокина.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Тип родительских отношений влияет на формирование личности ребёнка.
В заключении хотелось бы отметить, что современным родителям необходимо обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.
Деятельность «Клуба заботливых родителей» влияет на формирование оптимальной родительской позиции, которая основывается: на реальной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность; 
Практическое значение функционирования «Клуба заботливых родителей» заключается в возможности организации актуальной совместной деятельности  с детьми и их родителями  под руководством специалистов.
Статья и опыт взяты из интернета
Категория: Полезная информация | Просмотров: 1295 | Добавил: Админинистратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разделы
НАРОДНЫЙ МЕТОДИСТ [2]
интересные сценарии, конкурсы, игры, советы методиста от пользователей
Cценарии к Новому Году [4]
Сценарии детских мероприятий [15]
Разное [8]
Шутить изволите [6]
шутки, смешные сценки,юморины
Положения [0]
Полезная информация [3]
"Вожатым на заметку" (Для летних лагерей ) [5]
Игры,конкурсы,мероприятия в летних лагерях и пансионатах
Мой профиль
Воскресенье 28.04.2024
Погода
Праздники
Праздники России
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи
Сейчас онлайн:

Нас посетили:

Банер
Россия - без жестокости к детям! Павел Астахов Уполномоченный по правам ребенка Президент России                                                                                                                                                                                                 Загрузить Adobe Flash Player                     Гламур Йошкар-Олы и Марий Эл Интернет-газета Ежедневные Новости Владивостока. Политика, экономика, общество, культура, спорт, в мире, кино / novostivl.ru
Культ.новости
Поиск
Copyright MyCorp © 2024